Preview

Надежность и безопасность энергетики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Применение физико-математического моделирования в образовательном процессе на примере тренажеров электрических станций

https://doi.org/10.24223/1999-5555-2024-17-3-190-194

Аннотация

Рассмотрено применение технологии цифрового двойника в теплоэнергетике. Особое внимание уделено влиянию цифровых моделей существующего оборудования электростанции на образовательный процесс в высших учебных заведениях и повышение квалификации обслуживающего персонала. Подведены итоги введения тренажеров электростанций в учебный план, методика выполнения лабораторных работ и организация проведения учебных занятий. Также показано, что внедрение физико-математического моделирования в образование и практику способствует повышению безопасности и эффективности работы в энергетике. Приведены выработанные рекомендации по организации образовательного процесса. Рассмотрено предоставляемое для занятий в высшем учебном заведении программное обеспечение компьютерного оборудования, как инструмент для отработки навыков эксплуатации и понимания принципов создания цифровых моделей. При работе в программном комплексе пользователю предоставляется возможность управления единицами оборудования по отдельности, а также в совокупности целым блоком, что позволяет отработать с обучающимися различные задания при различных исходных данных. Взаимное сотрудничество разработчиков программных комплексов и университетов может привести как к созданию цифровых моделей для возможности переподготовки специалистов на производстве, так и повышению уровня знаний выпускаемых специалистов. Рассмотрен результат внедрения в высшем учебном заведении предоставления виртуального полигона для тестирования, с целью проверки полученных знаний студентов. Таким образом, внедрение цифровых двойников в образовательный процесс и практику работы в теплоэнергетике является перспективным направлением развития отрасли. Оно способствует повышению уровня подготовки специалистов, обеспечению безопасности и эффективности эксплуатации оборудования, а также снижению рисков возникновения аварийных ситуаций.

Об авторах

А. А. Дудолин
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Россия

ул. Красноказарменная, д. 14, стр. 1, 111250, г. Москва



С. М. Крашенинников
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Россия

ул. Красноказарменная, д. 14, стр. 1, 111250, г. Москва



В. П. Мавроди
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Россия

ул. Красноказарменная, д. 14, стр. 1, 111250, г. Москва



Список литературы

1. Дудолин А. А., Крашенинников С. М. Методические указания по выполнению лабораторных работ на тренажерах ПГУ-410: метод. указания – М.: Издательство МЭИ 2002: 1 – 68.

2. Тренажеры электрических станций и сетей — создаем тренажеры для электростанций. [Электронный ресурс] / Тренажеры электрических станций и сетей НПО Энергобезопасность. – Режим доступа: https://testenergo.ru/

3. Газотурбинные энергетические установки: учебное пособие для вузов, С. В. Цанев, В. Д. Буров, А. С. Земцов, А. С. Осыка. Под ред. С. В. Цанева. Издательский дом МЭИ 2011: 1 – 428.

4. Расчет котельных агрегатов с использованием современных программных продуктов, Г. И. Доверман, Б. Л. Шелыгин, А. В. Мошкарин, Ю. В. Мельников: учеб. пособие. ГОУВПО ИГЭУ, УИУНЛ ИГЭУ, Иваново 2007: 1 – 272.

5. Ильичев Н. Б., Технология проектирования ТЭС и методы ее компьютеризации. Под ред. А. В. Мошкарина, В. Н. Нуждина. Энергоатомиздат, М. 1997: 1 – 234.

6. Невзгодин В. С., Радин Ю. А., Панько М. А. Алгоритмические основы автоматизации пуска парогазовых установок большой мощности. Журнал «Теплоэнергетика» 10, 2007; (10): 46 – 51.

7. Суворова Н. Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. Вербум, М. 2005: 1 – 42.


Рецензия

Для цитирования:


Дудолин А.А., Крашенинников С.М., Мавроди В.П. Применение физико-математического моделирования в образовательном процессе на примере тренажеров электрических станций. Надежность и безопасность энергетики. 2024;17(3):190-194. https://doi.org/10.24223/1999-5555-2024-17-3-190-194

For citation:


Dudolin A.A., Krasheninnikov S.M., Mavrodi V.P. Application of physical and mathematical modeling in the educational process by the example of power plant simulators. Safety and Reliability of Power Industry. 2024;17(3):190-194. (In Russ.) https://doi.org/10.24223/1999-5555-2024-17-3-190-194

Просмотров: 109


ISSN 1999-5555 (Print)
ISSN 2542-2057 (Online)