Preview

Надежность и безопасность энергетики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Создание в Российской Федерации электрического автобуса с водородными топливными элементами

https://doi.org/10.24223/1999-5555-2022-15-3-190-198

Аннотация

Рассмотрены проблемы экологии и оценено влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. Рассмотрены эффекты от действующих международных соглашений на изменение объемов вредных выбросов автомобильного транспорта. Проанализированы основные показатели европейско-азиатских энергетических стратегий по переходу на альтернативный вид энергии — водород. Обозначены требования действующих экологических программ. Оценены объемы и виды электрического транспорта в качестве альтернативы традиционному транспорту на двигателях внутреннего сгорания, приведен прогноз развития продаж электрического транспорта. Приведены основные типы топливных элементов и характеристики электротранспорта с водородными топливными элементами. Приведено количество эксплуатирующихся водоробусов в мире и примеры стимулирующих программ. В качестве обоснования необходимости использования экологического транспорта в Российской Федерации приведены показатели качества воздуха г. Москвы. Для анализа имеющихся проблем и задач разработки электрического автобуса на водородных топливных элементах (водоробуса) использованы информационные обзоры (патенты, нормативные акты Российской Федерации, иностранные и российские публикации в рецензируемых журналах и т. д.). В процессе проектирования водоробуса применены правила и методы для процессов проектирования и разработки автомобильной техники в ПАО «КАМАЗ». Проведены прочностные расчеты, расчеты энергопотребления при движении на городском маршруте. Результатом проектирования является опытный образец российского водоробуса КАМАЗ-6290. Приведена сравнительная оценка эксплуатационных затрат электрического автобуса и водоробуса по показателям для г. Москва, Россия. Приведены дальнейшие планы и перспективы развития водородной автомобильной техники в России. Подтверждением актуальности исследования является тенденция роста использования доли водорода в различных отраслях промышленности.

Об авторах

Ф. А. Шайхатдинов
Казанский государственный энергетический университет
Россия

ул. Красносельская, 51, 420066, Казань.



А. А. Филимонова
Казанский государственный энергетический университет
Россия

ул. Красносельская, 51, 420066, Казань.



А. А. Хохонов
Казанский государственный энергетический университет
Россия

ул. Красносельская, 51, 420066, Казань.



А. Н. Трапезников
Казанский государственный энергетический университет
Россия

ул. Красносельская, 51, 420066, Казань.



А. В. Климов
ООО «ИЦ КАМАЗ»
Россия

ул. Большой бул., 62, 121205, Москва.



Р. Р. Маликов
ООО «ИЦ КАМАЗ»
Россия

ул. Большой бул., 62, 121205, Москва.



В. Р. Анисимов
ООО «ИЦ КАМАЗ»
Россия

ул. Большой бул., 62, 121205, Москва.



Список литературы

1. Парниковый эффект и рыночные механизмы Киотского протокола. Буквич Р. М., Петрович Д. Р. Вестник НГИЭИ 2017; 1: 139 - 158.

2. Упыр Н. С. Анализ развития мирового рынка солнечной энергетики. StudNet 2021; 4 (7): 46.

3. Попадько Н. В. Водородная энергетика: этапы развития, проблемы и перспективы. Инновации и инвестиции 2020; (1): 293 - 296.

4. Ратнер С. В. Анализ развития мирового рынка электромобилей в 2020 г.: вызовы пандемии COVID-19 и новые инициативы по электрификации. Экономический анализ: теория и практика 2021; 20 (515): 1415 - 1437.

5. Филиппов С. П. Топливные элементы и водородная энергетика. Энергетическая политика 2020; 11 (153): 28 - 39.

6. Филимонова А. А. Электрохимические технологии для автомобилей на водородном топливе. Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики 2021; 23 (2): 104 - 115.

7. Carbon footprint impacts of banning cars with internal combustion engines. Morfeld J., Kurland S., Johansson D. Transportation Research Part D: Transport and Environment 2021; 95 (102807).

8. Trencher G. Drivers and barriers to the adoption of fuel cell passenger vehicles and buses in Germany. Energies 2021; 14 (4).

9. Investigating users' preferences for Low Emission Buses: Experiences from Europe's largest hydrogen bus fleet. Loria L., Watson V. Journal of Choice Modelling 2019; 32 (100169).

10. Activities to convert the public transport fleet to electric buses. Gabsalikhova L., Sadygova G., Almetova Z. Transportation Research Procedia 2018; 36: 669 - 675.

11. Prospects and impediments for hydrogen fuel cell buses. Ajanovic A., Glatt A., Haas R. Energy; 235 (121340).

12. Can hydrogen fuel vehicles be sustainable alternative on vehicle market?: Comparison of electric and hydrogen fuel cell vehicles. Shin J., Hwang W., Choi H. Technological Forecasting and Social Change 2019; 143: 239 - 248.

13. Performance optimization of hybrid hydrogen fuel cell-electric vehicles in real driving cycles. Changizian S., Ahmadi P., Raeesi M., Javani N. International Journal of Hydrogen Energy 2020; 45 (60): 35180 - 35197.

14. Technical regulation issues concerning fuel cell technologies in the Russian Federation, countries of the Eurasian Economic Union and CIS countries. Ramenskiy Yu. A., Grigoriev S. A., Ramenskaya E. A., Grigoriev A. S. International Journal of Hydrogen Energy 2017; 42 (33): 21250 - 21262.

15. Обзор современных систем подачи топливной смеси на основе водорода в автотракторные двигатели (Обзор). Федоткин Р. С., Овчинников Е. В., Крючков В. А., Дмитриев К. С. Экология промышленного производства 2021; 3 (115): 39 - 46.


Рецензия

Для цитирования:


Шайхатдинов Ф.А., Филимонова А.А., Хохонов А.А., Трапезников А.Н., Климов А.В., Маликов Р.Р., Анисимов В.Р. Создание в Российской Федерации электрического автобуса с водородными топливными элементами. Надежность и безопасность энергетики. 2022;15(3):190-198. https://doi.org/10.24223/1999-5555-2022-15-3-190-198

For citation:


Shaikhatdinov F.A., Filimonova A.A., Hokhonov A.A., Trapeznikov A.N., Klimov A.V., Malikov R.R., Anisimov V.R. Creation of an electric bus with hydrogen fuel cells in the Russian Federation. Safety and Reliability of Power Industry. 2022;15(3):190-198. (In Russ.) https://doi.org/10.24223/1999-5555-2022-15-3-190-198

Просмотров: 328


ISSN 1999-5555 (Print)
ISSN 2542-2057 (Online)